Свой первый мопед Руслан Нургалин сделал в 22 года всего за пять месяцев. Сначала рисовал на лекциях, проектировал, потом закупился. Рама – его собственная разработка, сам нарисовал ее, сварил. Пластиковый обвес спроектировал и распечатал на 3D-принтере, склеил, покрасил. И поехал!
Руслан Нургалин – ныне ведущий инженер кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ПНИПУ – считает, что у такого автотранспортного средства большое будущее.

«
– Объем рынка электромотоциклов в нашей стране – от 90 до 540 млн рублей в год. Покупая мотоцикл на бензине, люди сталкиваются с проблемами: нужно регулярно менять свечи, фильтры, масло. Поэтому мы предлагаем выпускать легкие электромотоциклы, которые будут просты в эксплуатации и не станут загрязнять окружающую среду. Такой уникальный байк по размерам не больше обычного велосипеда для взрослых. То есть хранить его можно даже в квартире. Мощность мотора составляет 8–12 кВт. Мотоцикл развивает скорость до 120 км/ч и на одном заряде может преодолевать 80 км.

Руслан Нургалин
ведущий инженер кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ПНИПУ

»
Особенно тщательно Руслан прорабатывает внешний вид своих изобретений. Во время учебы он понял, как важны формообразующие технологии. К этому относится все – от кнопки пульта телевизора и корпуса эйрподов до кузова автомобиля. В случае с электромопедом оказался очень важен угол посадки. Поэтому в поисках технологичного дизайна Руслан разработал целых пять моделей. Как положено в мототехнике, у каждой есть свое имя.

Базовое «ВазарАкума» произошло от названия мощного энергетического объекта в космосе – квазара – и слова «акума», что в переводе с японского значит «бессмертный». По словам Руслана, с этого мотоцикла он еще ни разу не падал! Таким образом, у «Хонды», «Кавасаки», «Судзуки» и «Дукати» в Перми появился мощный собрат – «Акума».

До получения патента у изобретателя пока руки не дотянулись, но перспективы для небольшого серийного производства имеются. В частности, последняя модель двухместного электромотоцикла заинтересовала один новосибирский завод – еще и потому, что есть в ней инновационное решение: впервые в России и в мире электромотоцикл предлагается оснастить суперконденсатором.

Несмотря на то что моторы, батареи, контроллеры у нас производятся, а все остальное обязательно будет производиться, проект пока встал на стоп: ждет другого изобретателя – уже из финансовой сферы.
Последняя модель двухместного электромотоцикла заинтересовала один новосибирский завод – впервые в России и в мире электромотоцикл предлагается оснастить суперконденсатором
Зато инженерную смекалку Руслана Нургалина на стоп не поставишь: пока суть да дело, он со своей командой спроектировал и запустил в производство уникальный токарный станок. Повод появился все тот же: нужен был токарный станок, и его можно было купить. Но можно было и собрать! Таких умельцев, кстати, по стране немало. Руслан с некоторыми из них познакомился – и решил пойти по этому пути.

К тому же у Нургалина есть преимущество: обширные знания, полученные на кафедре инновационных технологий машиностроения, и весомый опыт работы в Центре высокотехнологичных машиностроительных производств Пермского национального исследовательского политехнического университета, где представлены топовые агрегаты для металлообработки известных зарубежных фирм. Работать с ними и использовать их в качестве исследовательских стендов Руслан начал еще восемь лет назад. Центр поддержал стартап молодого изобретателя и его команды.

Руслан Нургалин рассказывает о преимуществах АРС 300 Т:

«
– Наш станок с ЧПУ позволяет изготавливать тела вращения, которые могут укладываться в ладонь, – от наконечника шариковой ручки до деталей машин. Обычно в этом классе станков выбираются универсальные решения: производители из Китая и Индии предлагают крупные трехтонные станки, которые могут делать как мелкие детали, так и детали до 500 мм. А номенклатура деталей таких размеров примерно равна количеству звезд во Вселенной. Это как курьеру письма развозить не на минивэне, а на трехтонном грузовике – в нарушение известного универсального принципа необходимой достаточности.

Руслан Нургалин
ведущий инженер кафедры «Инновационные технологии машиностроения» ПНИПУ

»
Команда из четырех человек – все выпускники Пермского политеха – создает под эгидой альма-матер малое инновационное предприятие и уже может производить высокоточное мощное компактное оборудование, достаточное, чтобы обрабатывать детали небольших размеров и таким образом занять свою нишу. Более того, они предлагают «коробочное решение». То есть заказчик высылает чертеж и сведения, сколько он предполагает потратить средств и времени на изготовление одной детали.
Внутри команды есть такой основной критерий: станок поставили, подключили, и через 15 минут он уже должен начать зарабатывать деньги
Являясь специалистами в подборе режущего инструмента и стратегии обработки на станках с ЧПУ, команда Нургалина найдет самое приемлемое с точки зрения экономики решение. Кроме того, получив станок, заказчик не будет тратить время на то, чтобы разобраться с оборудованием, обучить оператора и так далее – все сдается ему под ключ. Внутри команды есть такой основной критерий: станок поставили, подключили, и через 15 минут он уже должен начать зарабатывать деньги. По мнению Руслана Нургалина, такой отечественный агрегат составит весомую конкуренцию китайским, индийским и немецким токарным станкам. Вот оно, импортозамещение по-пермски!

Хочешь разбираться в высокоточных механизмах, конструировать свои, догонять и обгонять мировых лидеров – жми в инженерные науки!