Мы живем в виртуальной реальности – кто-то больше, кто-то меньше. Искусственный мир в наших компьютерах и телефонах влияет на наши эмоции, интеллект, захватывает наше время и становится нашей жизнью. Второй жизнью. А еще 60 лет назад это казалось измышлением фантастов.
Польский писатель Станислав Лем в рассказе «Сумма технологии» придумал фантоматику – фиктивный мир, из которого нет «выходов» в реальную действительность. В другом произведении Лема, изданном в 1965 году, один из персонажей, отдыхая в гамаке около дома, благодаря размещенной на голове металлической сетке с датчиками ощущает, что управляет космическим кораблем, а второй во время космического полета, снабженный таким же устройством, ощущает себя сидящим на краю обрыва.
Системы виртуальной реальности воздействуют на все пять чувств человека, позволяя ему ощутить, что он действительно находится в виртуальном мире.
Американский художник Мирон Крюгер ввел термин «искусственная реальность» (artificial reality) в 1974 году, потом было придумано киберпространство. А сам общеупотребимый термин «виртуальная реальность» (virtual reality) был предложен в 1984 году американским исследователем Джароном Леньером – «иммерсивная и интерактивная имитация реалистичных и вымышленных сред, т. е. некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот мир имитационной системой, способной формировать соответственные стимулы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле в реальном времени».
Системами виртуальной реальности называют устройства, которые воздействуют на все пять чувств человека, позволяя ему ощутить, что он действительно находится в виртуальном мире.
УСТРОИТЬ УСТРОЙСТВО
Искусственная трехмерная реальность создается с помощью компьютера и воспринимается человеком посредством специальных устройств.
Одним из таких устройств является виртуальная перчатка, которая наделена функцией передачи тактильных и визуальных ощущений в виртуальной и дополненной реальности. Разработкой собственной модели занимается Дмитрий Сирин, студент Пермского медицинского университета. Он увидел в VR-перчатке огромный потенциал – прежде всего для своей будущей профессии.
Будучи студентом-медиком, Дмитрий обнаружил, что получить навыки хирурга не так-то легко. По его словам, учебники старые, студентов в группе – 20 человек, а анатомический препарат один. Тогда ему и захотелось придумать симулятор для хирургов, чтобы можно было отрабатывать практические навыки.
Область применения пермской VR-перчатки широка – особенно в сфере обучения, и не только в медицине
Сейчас Дмитрий Сирин учится в ординатуре в Институте мозга и продолжает работать над своим проектом – вместе с командой, которая собралась в процессе участия в стартап-конкурсах. Математики, физики, программисты завершают выполнение исследований по программе «Умник» при поддержке Фонда содействия инновациям. Дорабатывается программное обеспечение, доводится машинная часть. В их устройстве система имитации захвата и передача ощущений существуют отдельно, и отслеживание также идет отдельно. В моменте их взаимодействия и кроется суть изобретения, которая делает пермскую разработку уникальной.
Несмотря на то что сейчас в мире около 30 видов виртуальных перчаток, пермское устройство не повторяет известные технологии в части математических и физических расчетов. Поэтому оно будет запатентовано. Сейчас создание прототипа виртуальной перчатки с функцией передачи тактильных и визуальных ощущений в виртуальной и дополненной реальности находится на стадии оптимизации.
Область применения устройства широка – особенно в сфере обучения, и не только в медицине. Однако здесь автору проекта VR-перчатки пока не повезло. По его словам, он пытался выйти на крупные пермские предприятия, однако столкнулся не только с бюрократическими блоками, но и с тем, что виртуальной реальностью они не занимаются. В этой части импортозамещение, видимо, не предусмотрено…
Сейчас командой решается вопрос, как будет осуществляться коммерциализация проекта: будет ли он рассчитан на базового пользователя или на производящие компании. И здесь важно то, что пермский образец гораздо дешевле зарубежных аналогов, выпускаемых международными корпорациями. VR-перчатка брошена!
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ
Возможности виртуальных перчаток, разработанных в течение последних двух-трех десятков лет, позволяют транслировать следующее:
Пространственное разрешение
Текстуру
Деформируемость
Усилие (обратная связь по силе)
Шероховатость
Температуру объекта
Виртуальные перчатки применяются и могут применяться:
Медицина
Обучение медицинских работников, хирургия, реабилитация после инсульта и других заболеваний, терапия, ЛФК, в лапароскопии и при лечении деменции.
Компьютерные технологии
Робототехника, компьютерные игры, управление клавиатурой и т. д.
Образование
Тренинги по профессиям, обучение конкретным навыкам, отработка навыков игры на музыкальных инструментах, вождения автомобиля и других транспортных средств.
Промышленность
Управление роботом-андроидом, сборка оборудования, обучение сотрудников, конструирование.
Космос
Манипуляции в открытом космосе.
Спорт
Скалолазание, игра в шахматы, бокс, фехтование, гольф и т. д.
Кино
Моделирование движений аватара.
Пермская VR-перчатка решает свой комплекс задач. Хочешь создавать новое и приближать будущее – жми в виртуальную реальность!